| Аннотация | |
|---|---|
| Создание юридического лица, наиболее типичные формы ведения бизнеса, налогообложение. |
Рекомендуемые статьи:
Регистрацию юридического лица проще всего выполнить онлайн на портале Tu empresa en un día ("Твое предприятие за один день").
Условие для регистрации на портале: необходимо иметь чилийский номер RUN, "Единый ключ" (Clave Única) для доступа к государственным порталам, счет в чилийском банке для оплаты регистрации.
Также можно подготовить учредительный договор (escritura de constitución) у адвоката и подписать его у нотариуса. Эта услуга довольно массовая, на конец 2022 года ее стоимость от 100 до 400 тысяч песо. Можно в принципе просто скачать договор из Интернета, правильно заполнить и прийти к ближайшему нотариусу. В этом случае даже не обязательно иметь визу резидента в Чили, однако необходимо получить в налоговой службе временный номер RUT в качестве иностранного инвестора (inversionista extranjero).
Учредительный договор является открытым документом (escritura pública), он через некоторое время становится доступным на сайте Государственного Казначейства Чили.
После подписания учредительного договора необходимо в течение 60 дней дать заявление о начале деятельности (inicio de actividades) в налоговой службе (Servicio de impuestos internos, SII) и получить пароль для доступа к личному кабинету. Это должен сделать легальный представитель (representante legal) юридического лица. В качестве легального представителя может выступать иностранец с временной визой, если у него есть действующее чилийское удостоверение личности и он зарегистрировался на портале налоговой службы. Полномочия легального представителя юридического лица в Чили близки к полномочиям генерального директора российского юридического лица.
На этом этапе необходимо иметь хотя бы один контактный адрес (Domicilio Tributario), куда станут приходить по почте уведомления от налоговой службы. Контактный адрес можно арендовать, такие услуги недорого предоставляют многие компании.
После заявления о начале деятельности и получения пароля от личного кабинета на сайте SII в нем необходимо зарегистрировать первичные документы юридического лица - фактуры, приходные ордера и т.п.
Особенность чилийского законодательства: одно юридическое лицо может сочетать несколько налоговых режимов. Юридические лица облагаются налогом 1-й категории (кроме недавно появившегося "прозрачного режима").
Выбор основного налогового режима осуществляется в личном кабинете на сайте SII. Для небольших компаний удобен "Прозрачный режим для малых и средних предприятий": в этом случае компания освобождена от налога на прибыль юрлиц 1-й категории; вместо этого налог на прибыль платят учредители компании как физические лица по 2-й категории по итогам года (см. следующий раздел об E.I.R.L.).
Обложение НДС 19% определяется по коду видов деятельности при регистрации первичных документов в личном кабинете на сайте налоговой службы. Некоторые виды деятельности допускают выпуск первичных документов как с НДС, так и без него. С 01 января 2023 года НДС берется со всех видов услуг, кроме трех социально значимых отраслей: медицина, образование, пассажирские перевозки (Закон о сокращении или отмене налоговых льгот Ley 21.420). С торговли и производства НДС берется всегда. Cм. статью "Налог на добавленную стоимость", раздел Освобождение от НДС.
Налогообложение в случае общего режима коротко:
Подробнее см. статью "Налоги на бизнес", Общий режим для малых и средних предприятий.
Это общество с ограниченной ответственностью, у которого имеется единственный учредитель. В ее полном названии должно указываться имя и фамилия этого учредителя, основной вид деятельности, а также присутствовать аббревиатура E.I.R.L. (обычно произносится как эй-эрре-элле). Например:
"Carmen Morales Rodríguez, almuerzos caseros, alimentación. Empresa Individual de Responsabilidad Limitada (EIRL)".
"Кармен Моралес Родригес, домашние обеды, еда. Индивидуальная компания с ограниченной ответственностью (EIRL)".
Также EIRL может иметь произвольное необязательное название, в конце которого должна быть аббревиатура E.I.R.L.
EIRL удобно регистрировать в электронном виде через сайт Tu empresa en un día ("Твое предприятие за один день").
Условие для регистрации онлайн: необходимо иметь чилийский номер RUN, "Единый ключ" (Clave Única) для доступа к государственным порталам, счет в чилийском банке для оплаты регистрации. Регистрация практически бесплатна - нужно только оплатить разовое пользование электронной подписи за примерно 900 песо (1 доллар США).
При регистрации необходимо указать лицо, которое будет представлять EIRL в налоговой службе (representante legal). Это может быть как учредитель EIRL, так и другое лицо.
Согласно закону, EIRL может вести только один род деятельности. При этом EIRL может зарегистрировать в налоговой до 7 видов деятельности, которые должны иметь общий характер. Например, "Ресторан 'У Хоакина' EIRL" вполне может зарегистрировать также коды по организации банкетов и по изготовлению и доставке готовой еды. Если же владелец захочет открыть торговлю готовыми продуктами, ему нужно будет зарегистрировать другой EIRL.
Число EIRL, зарегистрированных на одно лицо, не ограничивается.
Все виды деятельности должны соответствовать по классификатору 1-й налоговой категории.
Они облагаются НДС. Некоторые услуги могут освобождаться от НДС - в частности, медицинские услуги амбулаторного характера, образовательные услуги, пассажирские перевозки - см. статью "Налог на добавленную стоимость", раздел Освобождение от НДС.
После регистрации легальный представитель должен дать в течение 60 дней в налоговой службе заявление о начале деятельности (inicio de actividades) и получить пароль для доступа в личный кабинет. Это делается в том отделении SII, где находится контактный адрес компании. Контактный адрес можно арендовать.
Далее необходимо в личном кабинете выбрать режим налогообложения. Для индивидуальной компании удобен "Прозрачный режим для малых и средних предприятий": в этом случае компания полностью освобождается от налога на прибыль юрлиц 1-й категории; вместо этого учредитель по итогам года платит налог как физическое лицо по 2-й категории.
Налогообложение в случае "прозрачного режима" коротко:
Подробнее см. статью "Налоги на бизнес", раздел Прозрачный режим для малых и средних предприятий.
Чтобы стать независимым работником (trabajador independiente), или профессионалом (profesional), физическому лицу достаточно дать заявление о начале предпринимательской деятельности через сайт налоговой службы. Для этого необходимо иметь визу, разрешающую заниматься оплачиваемой деятельностью (это все виды виз резидента), и иметь уникальный национальный номер RUN (присваивается Рехистро Сивиль одновременно с выдачей национального удостоверения личности). См. статью Независимый работник.
Внимание! Независимый работник в Чили - не то же самое, что самозанятый или ИП в России. Независимые работники могут оказывать только 42 вида нематериальных услуг из закрытого списка: программирование, риэлтерство, консалтинг, бухучет, рекламные услуги, дизайн, фотография, перевод, образовательные услуги, ветеринария, медицинские услуги, просвещение, журналистика, услуги парикмахерских и салонов красоты и т.п. Однако так же, как и в России, независимые работники не платят НДС. Подробнее см. статью Налог 2-й категории, раздел Виды деятельности.
Независимый работник выдает клиентам Boleta de Honorarios, которую формирует в электронном виде в личном кабинете налоговой службы.
Налогообложение коротко:
Подробнее см. статью "Налоги на бизнес", раздел Независимые работники.
Если уплаченные в течение года авансовые взносы больше, чем социальные отчисления и добавочный налог, то налоговая служба возвращает переплату в течение мая.
Вся отчетность независимого работника ведется непосредственно на сайте налоговой службы: через него выписываются болетас де онорариос (квитанции за услуги), а в апреле подается декларация и оплачиваются все причитающиеся налоги и взносы.